Система высшего образования в Германии
Профессор Франц Риттер (Гёте-университет, Франкфурт-на-Майне, Германия)

6 октября 2003 г.

Золкин А. С. Ведущий лектория.
Сегодня у нас в гостях доктор Франц Риттер из университета Гёте, что во Франкфурте-на-Майне в Германии. Тема лекции: «Система высшего образования в Германии.» Мы решили расширить темы лектория: сделать лекторий интересным для многих студентов нашего университета и читателей нашего электронного журнала «Физика и студенты», где представлены тексты лекций. Запланирована лекция об образовании в Японии, США. Немного истории. Недавно у нас в Академгородке в ИНХе СО РАН был профессор Вольф Ассмус из этого университета. Его интересовал наш университет и мы показали ему некоторые практикумы физического факультета. Обсуждали с ним возможность нашего тесного сотрудничества. И вот первый результат. Пожалуйста, Франц. Мы приветствуем Вас в одном из лучших университетов России.

Франц Риттер.
Одной из целей моего пребывания здесь было изучение русского языка, но в течение всего времени, пока я здесь, мне приходится говорить только по-английски, и пока что ничего из русского я нового не выучил.

Меня попросили рассказать о физическом образовании в Германии, в основном во Франкфурте, но мой рассказ будет связан не только с физикой, но и вообще с системой образования в Германии в целом. Эта тема для меня очень интересна. Я занимаюсь вообще исследованием веществ (material science), и вначале я работал в школе, потом перешёл в университет, и для меня очень интересно взаимодействие студентов и преподавателей, поэтому в целом эта тема для меня очень интересна. Я также читаю лекции по оптике, потому что это одно из моих хобби.

Сейчас ближе к нашей теме: в основном мой материал связан с физикой, потому что я думал, что разговор пойдёт в основном о физике, но потом мне сказали, что здесь будут присутствовать также студенты с других факультетов, поэтому я постараюсь говорить о системе образования в Германии в целом. Возможно, года два назад я не знал бы, о чём особо говорить, но сейчас в Германии происходят серьёзные изменения в системе образования, и в политике очень много обсуждают предстоящие реформы, и поэтому сейчас ситуация, связанная с темой образования в Германии, немного странная, то есть о чём поговорить, сейчас есть.

Основные имена и слова, которые фигурируют сейчас в обсуждении образования в Германии, это Пиза и Болонья. Пиза в основном ассоциируется с некоторым шоком у немцев. В Пизе проводился тест среди студентов и учеников из разных стран, и немцы (немецкие ученики) оказались представителями последней трети, то есть результаты были среди нижней трети.

Раньше, до проведения этого теста, немцы были довольно уверены в уровне своего образования, но после проведения этого теста мнение слегка изменилось. После проведения этого теста каждый политик считает обязанностью для себя внести какие-то свои идеи по поводу возможных реформ, которые будут проводиться в системе образования.

До сегодняшнего дня ученики в школе имели возможность на ланч уходить домой. То есть они приходили утром, потом уходили на ланч домой, потом возвращались. Сейчас политики считают, что систему нужно коренным образом менять и что ученикам придётся оставаться в школе на весь учебный день.

В основном изменения в системе образования связаны с тем, что произошли определённые изменения в обществе. Люди в основном озабочены сейчас тем, что дети, когда приходят домой, обычно никого там не находят, то есть оба родителя работают. И поэтому, когда ученик находится всё время в школе, ничего карьере родителей не мешает.

Сейчас существуют несколько проектов, по которым будет реформироваться система образования, но есть такая проблема, например, что по сравнению с Россией, где есть условия для того, чтобы кормить детей днём, в Германии этого нет. И тысячам школ придётся проводить реформы внутри своей системы, что бы следовать предложенным проектам. Сейчас многие реагируют на эти изменения довольно нервно, потому что в течения многих лет немцы были довольно уверены в уровне своего образования, и сейчас начинаются довольно серьёзные перемены, поэтому спокойно это никто не воспринимает. Результатом этих перемен, возможно, будет то, что у детей просто будет меньше времени на то, чтобы просто поиграть: после школы им придётся учиться. Сейчас мы ещё поговорим о другом городе, это Болонья, и всё, что с ним связано.

Сейчас вы знаете, идет процесс объединения Европы, и появляется путешествовать из одной страны в другую, и кроме этого появляется возможность переводиться из одного университета в другой. Но университеты довольно разные, есть очень много отличий между ними.

В Болонье встретились представители сорока стран и выработали общее соглашение об университетском образовании в Европе. Но вы, конечно, можете себе представить, что найти компромисс среди сорока стран — это очень сложно, потому что ни одна из стран не признает, что её система образования в чём-то плоха.

Что касается Германии, то мы были уверены на протяжении последних тридцати лет, что система университетского образования у нас довольно терпимая. Мы считали её удовлетворительной. Сейчас она, скорее всего, станет намного строже. Чтобы обеспечить возможность перевода из одного университета в другой, должны появиться какие-то общие стандарты, потому что по каждому из предметов существует несколько обязательных экзаменов, которые нужно сдать.

Я потом поподробнее объясню это на примере, как учат физике в университетах Германии, и я обо всём расскажу подробнее: об экзаменах, расписании, программе.

Чтобы детально это всё описать, я расскажу о том, как преподают физику в университете Франкфурта-на-Майне. Как вы, может быть, знаете, в Германии есть два Франкфурта: один Франкфурт-на-Майне, большой город, и другой поменьше в восточной Германии.

Сейчас я немножко не уверен, я не знаю, студенты каких факультетов здесь представлены. Может быть, всего двадцать процентов физиков и остальным будет не интересно слушать, и поэтому я прошу, чтобы вы задавали вопросы по ходу, прерывали меня как-то, чтобы я больше рассказал что-то общее. Но сейчас я хочу рассказать о том, как преподают физику.

Я расскажу сначала чуть-чуть о том, какая система сейчас существует, немного об истории, основных характеристиках и преимуществах и недостатках системы образования. Вчера у меня была возможность посетить практикум по физике у профессора Золкина, и, в общем-то, я много узнал о том, что делают студенты в Новосибирском государственном университете, и имел возможность сравнить с университетом Франкфурта-на-Майне.

Как я уже говорил, я расскажу именно об обучении физике, потому что я не уверен, будет ли это интересно всем или нет. Сейчас я расскажу об основных характеристиках.

Вопросы по первой части. Вопрос студента: Вопросы касаются поступления в аспирантуру и образования после неё. Как связано это с затратами материальными? Что можно сказать о будущем и о работе? В чём разница между дипломированным специалистом у нас и в Германии?

Ф. Риттер: Что касается образования в аспирантуре и магистратуре в Германии, к сожалению не очень многие студенты хотят продолжать образование в этой сфере, но что касается России, то очень многие лаборатории по всему миру хотят, чтобы русские студенты, именно студенты, закончившие русские университеты, работали у них. И это очень хорошая положительная сторона вашего образования. Может быть, у вас какие-то проблемы в экономике, но, придя практически в любую лабораторию по всему миру, вы найдёте, по крайней мере, одного коллегу из России. У нас, например, (мы занимаемся выращиванием кристаллов) тоже есть специалист из России.

В первую очередь, нужно выбрать тему вашего исследования, и второе — это найти финансовую поддержку. Один из институтов, который занимается поддержкой иностранных специалистов в Германии — это институт Гумбольдта.

Может быть, на какие-то вопросы конкретные, касающиеся образования в университете, я не смогу ответить, потому что я учёный, а не представитель системы образования или представитель какого-либо университета. Но я постараюсь.

Сейчас у нас получают диплом также после пятилетнего образования, но как уже я сказал, сейчас всё меняется. Я об этом ещё расскажу. В частности расскажу, какие предметы изучаются на физическом факультете для получения диплома.

Сейчас несколько слов о существующей ситуации в образовательной системе в университете Франкфурта-на-Майне. Главным событие было событие в 60-х годах, когда произошла так называемая революция мышления среди населения Германии.

Революция такого плана произошла по всей Европе, и в частности во Франции она привела к тому, что Шарль де Голль потерял свою власть. Но главным образом это, конечно, происходило в университетах, то есть в системе образования.

В этот период старые точки зрения, старые взгляды исчезали и появлялись новые. Например, многие дети не верили своим родителям, которые говорили что всё в порядке, Германия — стабильная страна и вообще ситуация в Мире стабильна. В частности, это происходило из-за того, что в данный момент проходила война во Вьетнаме, и молодёжь не верила, что Мир стабилен.

Последствия для университетов были такие, что студенты стали более или менее агрессивны. Например, в университете Франкфурта они стали более агрессивны, и одно из таких последствий, которое будет интересно для студентов, что в этом университете практически не было письменных экзаменов.

И последствие для преподавания было то, что преподаватели были вынуждены искать новые пути мотивации студентов. Они не могли больше угрожать им тестами, и им приходилось искать другие пути заставить учиться студентов.

Однако в любом случае они могли получить оценки, то есть их работа, посещаемость, успеваемость могла быть оценена. Но дело в том, что если студенты не заинтересованы в предмете, который они изучают, они просто уйдут и не будут изучать этот курс.

Итак, профессора пытались мотивировать студентов тем, чтобы заинтересовать их в предмете. Однако студенты были заинтересованы в том, чтобы заработать очки. То есть в самих оценках, а не в знаниях, которые они получают. И получалось так, что студент, который посещал лекции данного профессора, набирал большее количество очков, но это вовсе не значило, что именно этот преподаватель был ответственен за этого студента. Здесь мы видим проблему.

А. С. Золкин: Это гигантская проблема. Сейчас наша страна переходит на единый государственный экзамен (ЕГЭ). Часть регионов, где проходят эти экзамены-тесты, воспринимают ситуацию двояко. Одни считают, что это профанация, другие — что это хорошо. Дебаты идут очень сильные: многие считают, что эта система абсолютно не пригодна для оценки творческих ребят. Кто скажет, как оценить творческого студента? Это действительно сложный вопрос.

На западе повсеместно используются тесты. Но вот и они, как мы видим, заметили сбои своей системе образования. Российское образование всегда давало качественные знания. А они сейчас немного зашли в тупик. Что делать? В каких-то сферах тесты работают, и, несомненно, мы должны их проводить. Но, ещё раз: как оценить и не потерять творческого студента?

Ф. Риттер: А теперь я хотел бы сказать несколько слов о формальных вещах, о программе в университете. Это может быть немножко скучным, но я обязан сделать это.

Как вы можете видеть, везде присутствует физика. Но она разделяется на два предмета: теоретическая и практическая физика. В общем, это проблема, потому что ученики, когда заканчивают школы и приходят в университет, они знают физику «в общем». Только в университете они сталкиваются с тем, что физика разделяется на теоретическую и экспериментальную. Например, в Германии экспериментальная физика — это то, что ребята учат в школе. И как мне кажется, такая же ситуация и в России. Это важно для мотивации студентов.

В течение первых двух лет физика, которую изучают студенты, довольно проста и почти совпадает с тем, что изучают студенты в школе. Однако на втором курсе они смотрят на экспериментальную физику уже с точки зрения настоящего экспериментатора. Они изучают квантовую механику, смотрят на неё как экспериментаторы, изучают физику твёрдого тела, строение вещества, атомную физику, ядерную.

Также у нас есть практические занятия, то есть лабораторные, которые начинаются со второго семестра второго курса. Вы можете изучать экспериментальную физику на первом курсе. Но главное, чтобы по окончании курса у вас было, по меньшей мере, два семестра экспериментальной физики.

В Новосибирске, я заметил, вы начинаете практические занятия намного раньше, чем мы в Германии. Но мы столкнулись с такой проблемой, что студентам необходимо прослушать хотя бы одну лекцию, прежде чем начать практические занятия.

Как и везде, у нас у физиков преподают математику. Это специальный курс «математика для физиков», но в нем существуют некоторые проблемы. Физики понимают математику несколько иначе, чем это делают математики. Студенты второго курса с матфака, которые здесь находятся, может быть, пока не вполне понимают полезность приобретённых знаний. Как могли заметить некоторые математики, а также физики, математика в основном учит не подсчитывать цифры, а искать решение задачи. И люди, изучающие теоретическую физику, нуждаются в объяснении некоторых математических законов, что и делается для них первые два семестра. Начало теоретического курса может быть не слишком лёгким, потому что знания математики на это время недостаточно.

Новосибирские студенты могут видеть, что в Германии теоретическую механику изучают два семестра. Не знаю, хватит ли вам этого времени. В некоторых других университетах Германии теоретическую механику начинают изучать только в третьем семестре. И у них есть то преимущество, что студентам второго года обучения гораздо легче воспринимать основы теоретической механики. Но, несмотря на все эти проблемы, мы всё же выигрываем некоторое время, начиная изучать её раньше.

И конечно, у нас есть дополнительные предметы, чтобы образование не было узкоспециальным. Такие предметы, например, как химия или электроника.

После двух лет обучения студенты сдают некоторый средний экзамен, который называется «преддипломный».

Во второй половине обучения студенты подразделяются по специальностям, но они по-прежнему изучают не только узкоспециальные предметы, но и некоторые дополнительные. Все студенты должны посетить хотя бы две лекции теоретической физики. Они должны прослушать две лекции экспериментальной физики, а также дальше провести два практических занятия по экспериментальной физике.

Также, у нас есть два блока, которые покрывают все дополнительные предметы, изучаемые физиками, и студенты должны выбрать что-то из этих блоков. Например, некоторые могут специализироваться в теоретической физике. Они помимо специализации в одном из этих блоков должны также специализироваться в некоторых других дополнительных курсах. Им нужно выбрать какие-то из этих курсов, потому что в них заинтересованы некоторые институты, такие как Институт ядерной физики и Институт прикладной физики. И они могут выбрать какие-то из этих тем для написания диплома в будущем.

В конце третьего года студенты большими группами посещают лекции и семинары и к концу этого года должны найти тему, которая их заинтересует. Они должны выбрать тему дипломов и наладить контакты с исследователями университета, занимающимися этими темами. В наших университетах ученики начинают довольно рано писать дипломы.

Очень интересен тот факт то, что нет большой разницы между Германией и Новосибирском в этой сфере, и обучение похоже на обучение в школе.

После того, как студенты начинают писать дипломы, становятся автоматически членом какой-то исследовательской группы. И когда студенты работают в этих группах, чувствуются все плюсы и недостатки работы, и это сразу решается. И проблемы, которые решают студенты, они не искусственные, они приходят из мира Природы.

После пятого курса студенты сдают экзамены.

В Германии обсуждается вопрос достаточно серьёзный о том, что студенты слишком долго учатся, и у политиков свои взгляды на этот вопрос. Хотя во Франкфурте даже есть такие гранты, которые предлагаются студентам, кто учатся десять семестров. Грант может быть в 2-2,5 тысячи евро. Этот грант приходит из индустрии. Предприятия предлагают студентам гранты, если они хотят работать с ними в будущем. Информация о грантах публикуется в газетах, и поэтому практически половина всех студентов хотят получить их.

Конечно, при поступлении в университеты, например в университет Франкфурта, вы можете бесплатно пользоваться транспортом по всему Франкфурту. Конечно, вы должны уплатить какую-то минимальную сумму в сам университет, но это не больше чем билет. Вы можете использовать транспорт для разных целей, потому что быть студентом не просто. Это выгодно.

Сейчас к вашему вниманию представляем сравнение теоретического курса физики в Германии: плюсы и минусы. Плюс в том, что темы теоретической физики интересны. Минус в том, что знания по математике, которые получают ученики в школе, недостаточно для обучения в университете. Ещё основная черта этого курса в том, что студенты должны делать какие-то вычисления дома, потом результаты представляются в небольших группах. И плюс в том, что студенты, которые мотивированы, становятся мотивированными ещё больше: возникает дух соревнования. На менее мотивированных студентов нужно нажимать, чтобы они работали усерднее. Для некоторых студентов, если физика не является основным предметом, было бы интересно писать просто тесты.

Теперь мы будем говорить об экзамене, о защите диплома. Несколько характеристик: первая характеристика %#151; это беседа с профессором перед защитой диплома. Профессура не находит в этой форме экзамена ничего плохого, потому что можно сразу понять, разбирается ли студент в своём предмете, в своей работе или нет. Если, например, студенту нужно что-то посчитать или что-то доказать, то профессор кладёт лист бумаги и предоставляет студенту свободу действий.

Ещё одна черта, которую придумали сами студенты, начинать работу над дипломом гораздо раньше, чем это предусмотрено расписанием. Существует расписание, и студенты могут начинать писать вовремя, а могут начать раньше работать в этих группах, чтобы было больше времени. К сожалению, сейчас наблюдается снижение количества студентов в университете, потому что некоторые студенты говорят, что учителя давят на них, заставляют учить именно их предмет.

Продолжая разговор о теоретической физике, может быть какая же ситуация и в Новосибирске. У нас очень много разных групп, институтов различно направленных в области физики, и проблемы, которые решаются в нашем университете не искусственные, они — реальные. И поэтому после написания дипломов вполне реально, что многие продолжат работу в этих институтах. Это очень хорошо похожая система в Германии, только не так развита. Популярен метод работ малых групп. Если группа, в которой работает студент, достаточно удачна, то они получают какой-то денежный грант. Но если же нет, то у них есть устремление вперёд и мотивации.

Может быть, вам также будет очень интересно узнать, что, например, у нас в Германии студенты проводят довольно классические опыты, опыты в классическом стиле. Вчера я посетил лабораторию профессора Золкина и посмотрел, как его студенты проводят опыты. В Германии в основном студенты приходят в аудиторию для опытов и работают с приборами, которые для них уже установлены, то есть от них требуется минимальное участие в этих проектах. Это как приготовление пищи практически на кухне. В основном студенты физического факультета у нас в институте занимаются опытами на готовых установках, которые не требуют от них какого-то творческого подхода. Все условия уже заданы. Они только измеряют какие-то параметры, и существует только один курс, где студенты проявляют свою творческую деятельность. Это курс для студентов, которые собираются стать преподавателями. Они ищут сами материалы и приносят их для того, чтобы показать на практике.

Вообще-то мы считаем, что необходимо найти компромисс в том, что студенты должны проявлять большее участие в проведение некоторых опытов, придумывать опыты и, соответственно, подготавливать необходимое оборудование. Как вы знаете, студенты профессора Золкина опередили нас в этом аспекте. Я вчера в этом сам убедился.

А. С. Золкин: здесь следует уточнить. То, что у нас делается на физическом факультете — давняя традиция. При создании НГУ была принята физтеховская система образования. Для вас, наших студентов, это не новость. Это наш стандарт. А для профессора Риттера, который увидел, как ведутся занятия, это некоторое откровение. То, что он видел у нас вчера вечером (студенты второго курса показывали и рассказывали о своих курсовых работах), произвело на него сильное впечатление. Что касается курса стандартного практикума, то профессор Риттер не знаком ещё с ним. Я думаю, что на этой неделе он познакомится.

Ф. Риттер: Я покажу вам таблицу. Как вы видите, нам действительно не хватает студентов, особенно студенток, которые проходили бы обучение физике. Если в начале учебного года у нас было 14 студенток, которые изучали физику, то осталось только 5. Это свидетельствует о низкой мотивации именно студенток, в то время как студентов осталось гораздо больше.

Далее представлен список нескольких дисциплин, которые читаются в нашем институте. За прослушивание каждого курса студенты получают определённое количество очков. И по окончании прослушивании курса возможно, что студент не получает диплом, но он становиться магистрантом. Студенты выбирают курсы сами. Это довольно сложная система, потому что очень сложно комбинировать курсы, чтобы совпадало количество очков, необходимых для получения научной степени. И очень важно при этом выбрать правильный курс, чтобы потом развить его и на основе прослушанного курса написать и защитить дипломную работу.

А. С. Золкин: в Америке похожая ситуация. Студенты сами выбирают курсы из того, что требуется для данной специальности, и что хочется. Студент лавирует между своими интересами и требованиями, которые выставляет кафедра университета. Тем не менее, это здорово, т. к. студент становиться хозяином положения в области своего образования. Он получает то, что хочет.

Ф. Риттер: Есть и преимущества такой системы образования в свободе передвижения в пределах Европейского союза. Например, начать обучение во Франции и закончить его где-нибудь в Мюнхене.

А. С. Золкин: Последние сведения об образовании в России связаны с Болонским соглашением, согласно которому образование становится универсальным. Универсальным в том смысле, что сегодня вы изучаете курсы в НГУ, а завтра вы подумали и поехали в Москву. Тогда у вас в зачётке стоят прослушанные курсы. То же самое случается и с другими. Они приезжают в НГУ, а потом им захотелось поехать во Франкфурт-на-Майне, потому что там есть какой-то очень интересный курс. Вы приезжаете туда, изучаете этот курс и сдаёте экзамены. Именно такая система даёт ростки у нас в России. Это связано с интеграцией образования, поскольку Россия начинает входить в систему Европы. В связи с этим возникают проблемы: как сделать ваши дипломы действительными в любом университете Европы?

Ф. Риттер: Мы видим преимущества этой системы образования. Как я считаю, это связано и с изучением английского языка. Проблемы, которые решаются в европейских странах, схожи. Существует вопрос: возможно ли иностранному студенту работать за границей? Конечно, возможно. Потому что темы изучаются одни и те же. Например, студент, изучающий закон, может это делать. Очень важно знать английский язык, потому что, работая с иностранными коллегами, вы понимаете друг друга, вы говорите об одних и тех же проблемах. Конечно, возможно будет довольно сложно заказать какое-то блюдо в ресторане, но, зная английский язык, у вас не будет значительных трудностей в кооперации со своими иностранными коллегами.

Вопрос студента: Какие существуют программы обмена студентов?

Ф. Риттер: Прежде всего, для выпускников, работающих над конкретной темой, нужно найти группу в Германии, которая работает над этой же темой и ваше участие в этой группе также возможно. Но обучение там только на немецком языке. Возможность общения на английском есть только у преподавателей, если обмен идёт преподавателями. Студенты могут обучаться только на немецком. Прежде всего, если вы едете на обучение в Германию, вы должны владеть немецким языком.

Если вы уже окончили университет и едете туда на работу, общение на английском языке — не проблема. Но при всём при этом знание языка страны, в которую вы едите, всё-таки необходимо, поскольку помимо работы есть ещё повседневная жизнь.

Существует постоянная связь между институтом неорганической химии в Новосибирске и университетом в Германии. Если у вас есть какие-то планы, вопросы, идеи, можно всё это узнать через институты в Новосибирске. Контакты уже налажены и существуют несколько лет.

Вопрос студента: Какие научные направления сейчас наиболее развиваются в Германии, и студенты каких специальностей наиболее востребованы?

Ф. Риттер: В принципе, очень сложно ответить на этот вопрос. Я бы сказал, что сейчас в Германии довольно модно изучать предметы, связанные с биологией. Это биология, биохимия и в подобные предметы, и я думаю, это во всех странах так. Студенты, которые изучают информационные технологии, специалисты по информационным технологиям имеют так называемый въезд, допуск практически во все страны мира. Это и в Германии так, и в России так. А в физике, к сожалению, сейчас недостаток студентов, которые занимаются этим серьёзно. И я бы очень хотел бы, чтобы было больше студентов, занимающихся физикой, чтобы физика была в моде. Нанотехнологии — сейчас вершина.

Вопрос студента: Студенты, которые сейчас делают дипломы в области «Material science», имеют ли доступ к вашей группе, к вашему университету?

Ф. Риттер: Я нахожусь здесь, потому что у нас есть общий проект между институтом в Германии и институтами Новосибирска. Если проводится какое-то исследование и у какого-то студента есть своя тема, над которой он тщательно работает, и такая же тема есть у другого студента или у группы в Германии, то у этого студента есть возможность выехать либо на обучение, либо на обмен информацией в Германию на какое-то время. В общем-то, это очень хорошо.

Проект проходит следующим образом: деньги выделяются не на проект, не на получение средств на исследование. Деньги выделяются только на путешествие, на билеты. В чём плюс таких проектов: люди встречаются, обмениваются информацией, своим опытом. А средства на проведение самого исследования — это уже задача другая, их надо искать в другом месте.

В этом году мы подписали договор на продление этого проекта ещё на три года и надеемся, что этот проект будет финансироваться министерством образования Германии.

Вопрос студента: Можно ли получить стипендию на обучение в Германии и как это сделать?

Ф. Риттер: Студенты стипендию не получают, то есть они платят довольно маленькие деньги за своё обучение. Стипендию получают только некоторые студенты, и добиться этого довольно сложно. Единственное, что студенты на старших курсах начинают работать и, возможно, в этом же университете, часто на каких-то практических экспериментах, и за это им уже платят определённые деньги.

Группы исследовательские занимаются какими-то исследования, делают совместный проект. Если он успешный (аттестация проводится каждые три года), то государство выделяет деньги на его финансирование. А вообще эти группы получают деньги также от государства, но их хватает только на то, чтобы оплачивать зарплату постоянным сотрудникам и содержать здание.

Вопрос студента: Как котируются выпускники НГУ в Германии?

Ф. Риттер: Я не могу сказать, что студенты НГУ известны как таковые в Германии, но российские специалисты очень высоко котируются. Но у нас есть индивидуальные контакты. Мы не сотрудничаем непосредственно. Мы знаем, что учёные Академгородка — очень высокие специалисты в своём деле и у нас также есть связи в Екатеринбурге и других городах России. Но, к сожалению, Новосибирск находится очень далеко от Германии. Тем не менее, мы знаем о том, что российские учёные очень хорошие специалисты.

Академгородок известен в Германии, университеты, который занимаются научной деятельностью, знают про Академгородок. Прошлым летом мы собирались и были представители нескольких университетов Германии здесь в Новосибирске.

Мы не ищем как таковые исследовательские институты. Так получается, что наши интересы совпадают, и мы начинаем сотрудничать с конкретными институтами и университетами. Но государственной программы, которая рассматривает и финансирует это, нет.

А. С. Золкин: Я предполагаю, что мы двигаемся к финалу. Давайте поблагодарим профессора Риттера. (Бурные и продолжительные аплодисменты. Это надо было видеть. Лекция студентам понравилась).

Ф. Риттер: Я тоже хочу поблагодарить всех за ваше терпение, ваше внимание с которым вы меня слушали. И я тоже надеюсь, что я здесь не в последний раз (я практически уверен, что это не в последний раз), потому что, как я уже говорил, у нас общие интересы с институтами Новосибирска. Я ещё приеду и я думаю, что мы ещё встретимся.

Я думаю, хорошо, что я приехал один, а не член какой-либо делегации. И когда я вернусь, и люди увидят, что я живой, здоровый и привёз много интересного материала для них, они ещё больше начнут интересоваться сотрудничеством наших университетов. Ещё раз хочу отметить, что мы давно сотрудничаем (уже 20 лет) с НИИ в Академгородке, и в советские времена около 20 лет назад сюда приезжала делегация из Франкфурта.

В советские времена, когда мы приезжали сюда целыми делегациями, мы просто сидели, выпивали. Это были дружеские встречи. Мы не разрабатывали чего-то в области науки. Сейчас момент состоит в том, что мы должны что-то делать, исследовать, развиваться. Это хорошо очень. Сейчас мы это и делаем как раз. Это не просто дружественные визиты друг другу. Вчера я посетил физический практикум и пригласил профессора Золкина в Германию, и после того, как он приедет в Германию, мы начнём ещё более тесно сотрудничать.

Золкин А.С. Спасибо, Франц, за приглашение посетить известнейший университет, громадное спасибо от нас всех за интересную лекцию. До встречи.


© 2003 Франц Риттер
Запись лекции — Исламов Дамир (Новосибирская АСФ)

Оформление страницы — Майоров Александр